.

.

Поставки зенитно-ракетных систем С-400 из России в Турцию идут быстрыми темпами (с использованием дорогостоящей техники - тяжелой транспортной авиации). А поскольку политический фон, на котором проходит финальный этап важной сделки Анкары и Москвы, сложен, высокая скорость является вполне оправданной.

Несмотря на то что ранее российские зенитные системы поставлялись, например, в Грецию, также являющуюся страной НАТО, реакция США и возможные последствия для Турции выглядят непредсказуемо. Вряд ли Реджеп Эрдоган и его окружение намерены полностью рвать все отношения в рамках Североатлантического альянса и союзных взаимных обязательств с США. Но успешным завершением сделки Турция показывает, что она способна на самостоятельные шаги, а Вашингтон не может им помешать всерьез.

Явное укрепление военно-технического сотрудничества Турции с Россией выглядит важным не только в отдаленной перспективе, но и в настоящем времени. Сирийская проблема по-прежнему остается до конца нерешенной, и роль Анкары в прекращении конфликта должна быть одной из главных. Турция контролирует часть сирийской территории, создала буферную зону против курдов, но не может полностью зачистить Идлиб от террористов, поэтому предстоят новые переговоры по сложившейся ситуации c участием России и Турции.

В таких условиях были вполне возможны провокации против грузов с военной техникой с целью помешать укреплению отношений двух стран, особенно с учетом уже произошедшего у Керченского пролива инцидента с морской провокацией Украины. Поэтому доставка проходит максимально быстрыми темпами. Россия с ее помощью демонстрирует свои уникальные возможности в транспортировании экстремально тяжелой для транспортной авиации других стран техники и быстром развертывании своих систем вооружений.

Турция приложила большие усилия, чтобы преодолеть сопротивление Вашингтона и получить на вооружение российские зенитные комплексы, которые по своим характеристикам отличаются от американских аналогов в лучшую сторону. Следует учитывать, что на вооружении некоторых стран НАТО (Болгария, Греция и Словакия), ранее бывших участниками организации Варшавского договора, оставалось некоторое время и даже сейчас остается советское зенитное вооружение, а Греция располагает зенитно-ракетными комплексами уже российского производства. Все они были успешно интегрированы в системы ПВО НАТО. Поэтому принципиальных технических проблем у Турции даже внутри структур альянса возникнуть не может. И американское противодействие имело скорее политические и финансово-экономические причины.

Дело здесь прежде всего в огромных репутационных издержках. Покупка российского вооружения страной НАТО - удар по престижу американского ВПК, что может повлечь его дальнейшие финансовые потери. Несмотря на то что Вашингтон уже отменил планируемую сделку по продаже Турции боевых самолетов F-35 и прекратил сотрудничество по совместному производству компонентов для F-35, а также в ряде других областей, Турция имеет теперь возможность для отношений с США с совсем других, более независимых позиций.

Другим обстоятельством, возможно, повлиявшим на позицию Анкары, можно считать начало разработок газовых месторождений у Кипра. Турция поддерживает Северный Кипр, противостоя в регионе Греции и другим заинтересованным в освоении природных ресурсов района Средиземноморья, прилегающего к Кипру, странам. В данном противостоянии наличие российских ЗРК может также стать козырем Анкары, так как применение западных вооружений будет нести определенные риски. Еще одной потенциальной линией противостояния являются юго-восточные границы Турции, где ей приходится иметь дело и с курдскими территориальными образованиями и военными формированиями на территориях Сирии и Ирака, и с Ираном.

Анкара продолжает играть на противоречиях России и США, получая усиление турецкой армии качественным российским оружием. Курс Реджепа Эрдогана по-прежнему лежит в русле определенной независимости, в том числе и в военном плане, и закупка российских зенитных комплексов ее только укрепит. Поставка С-400 из России в Турцию неизбежно подрывает престиж США как ведущей силы НАТО, что делает Североатлантический альянс куда менее привлекательным для его остальных участников и потенциальных кандидатов. А очередная успешная сделка российской оборонной промышленности, наоборот, повысит ее престиж и привлекательность для зарубежных заказчиков.

4 пера

http://www.zoofirma.ru/