.

.

Ситуация с конкурсом вокруг имен аэропортов развивается в России так, как вряд ли планировали его организаторы. Из вполне здоровой мысли расширить круг известных народу исторических героев и достойно прославить их имя получилась серия скандалов.

Главной ошибкой была демократия, то есть попытки сделать плохо понимающую публику экспертом в том, в чем она экспертом быть не может. Необходимо было составить с помощью реальных экспертов - историков, культурологов и политологов - закрытый список из ста имен людей, внесших большой вклад в российскую историю и культуру, и предложить местным властям и горожанам выбрать себе из них кого ближе.

В результате развернулся целый ряд противостояний идентичностей. Например, в Мурманске между русским царем и комендантом крымской ЧК, в Калининграде - между русской царицей и присягавшим ей немецким философом. А вот в некоторых национальных республиках РФ все уже предопределено. Тамошние элиты заранее решили, что никаких русских чужаков им в конкурсе не надо или почти не надо, и очень тщательно организуют голосования за символ национальной идентичности титульной национальности.

В Башкирии, где, вообще-то, русские - самая многочисленная национальность, причем со значительным отрывом в численности, все три кандидата на имя аэропорта Уфы - титульные. Вождь пугачевского мятежа Салават Юлаев, национальный - в кавычках - герой, на руках которого кровь тысяч русских дворян, крестьян и заводских рабочих. Поэт Мустай Карим, автор знаменитой строчки «Не русский я, но россиянин». И летчик, герой Великой Отечественной войны Муса Гареев. Первоначально все были уверены, что победит Гареев и никому особенно не будет обидно, так как память о Великой Отечественной - то, что нас объединяет поверх многих барьеров. Но уже в ходе голосования башкирская пресса начала кампанию против летчика, вспомнив, что он считался виновным в послевоенной авиакатастрофе в Югославии, в которой погиб маршал Бирюзов - мол, называть аэропорт в честь виновников катастроф - плохая примета. И вперед вырвался советский национальный поэт Карим.

В Казани из трех кандидатов к общероссийской повестке имеет отношение только один - выдающийся авиаконструктор Андрей Туполев, строивший именно в Казани свои первые самолеты. Остальные два - вновь этнические знаменитости: погибший в нацистских концлагерях поэт Муса Джалиль и отец татарского национализма Губайдулла Тукай. И снова, вопреки надеждам нашего официоза на объединяющий культ Великой Победы, вперед вырвалась этническая, с некоторым сепаратистским (и уж точно антирусификаторским) привкусом, знаменитость.

Какими методами организуется при помощи административного ресурса лидерство Тукая, сообщают с мест из Татарстана:

«От классного руководителя приходит предложение всем проголосовать за то, чтобы казанскому аэропорту присвоить имя Габдуллы Тукая (который уже сейчас лидирует с большим отрывом, обойдя первоначально лидировавшего Туполева), а аэропорту Нижнекамска - Набережных Челнов - имя Николая Лемаева. Звоню классному руководителю, спрашиваю, откуда такая инициатива. Прислала завуч. А завучу - городской отдел образования. «Значит, во всех школах так? - Думаю, во всех организациях так. - Но вы понимаете, что здесь накрутка? - Ну... да».

Очень сходным образом развивается ситуация и в Якутии, где филолог якутизатор Платон Ойунский на всех парах обходит основателя Якутска казака Бекетова.

Когда известный журналист Олег Кашин не где-нибудь, а на «Эхе Москвы» обратил внимание на ситуацию, то на него набросились и либеральные деятели (Евгения Вон-из-профессии Альбац аж призвала его бойкотировать), и местная пресса Татарстана, которая почему-то записала в кашинские вдохновители и едва ли не подстрекатели меня. Что Холмогоров, что Кашин были объявлены злостными колониалистами-русификаторами, намеренными духовно поработить малые народы (ну не такие уж и малые - и ведь именно русских принуждают изучать татарский, а не наоборот).

На самом деле вопрос с диким выбором, не оставляющим альтернативы, и дикой накруткой голосов в другом. Здесь вопрос не русификации или, наоборот, татаризации, башкиризации, якутизации, а проблема воинствующего провинциализма.

Есть выдающийся вклад в мировую историю и культуру. Есть вклад второстепенный или вообще никакой, когда народ дает что-то только самому себе. Первое - духовная всечеловечность, второе - духовный провинциализм. Русская культура - всечеловеческая культура, культура великой литературы, науки, искусства, великой истории. Нет никакой проблемы, будучи представителем любого этноса, внести в нее огромный вклад и в ее ореоле вознестись к всечеловеческой памяти. Только психически больные расисты ищут в Пушкине негра, в Дале - датчанина, да и выколупывать из-под Земфиры Рамазановой татарку никого смысла нет.

Однако весь ХХ век, вместо того, чтобы давать народам России возможность вливать своих представителей в русскую науку и культуру на равных, их искусственно отделяли, конструировали им вымышленных великих поэтов, надували второсортных и третьесортных по российскому и мировому масштабу деятелей до национальных символов. Таков был один из аспектов ленинской национальной политики, которая привела, к примеру, к массовой насильственной украинизации Юга России.

А затем продолжилась в ельцинском «Берите столько суверенитета, сколько можете проглотить».

Причем республиканские элиты так по сути и не знают никакой другой модели кроме как накручивание титульной национальности в ущерб русским и при помощи демонстративной дискриминации русских с помощью принудительного изучения языка, навязывания сомнительных символов, распространения точки зрения, что «вы у нас в гостях». Не знают и другого способа поднятия этнической самооценки - кроме накачивания сомнительных и второстепенных фигур в качестве национальной гордости и культивирования обидчивости за гордость.

И дело не только в том, что здесь путь в этнический сепаратизм. Дело еще и в том, что здесь путь в культурный тупик. Потому что нет никакой гарантии, что Россия затрещит и развалится (я уверен скорее в противоположном). И то, что тот или иной этнос будет вываливаться из русской мировой культуры, из общероссийского пространства, будет вести исключительно к его упадку. Если у тебя главный национальный поэт Пушкин, тебе есть к чему стремиться. Если - третьесортный виршеплет, некоторую литературную ценность которому придавали исключительно советские переводчики на русский, то и твои дети останутся виршеплетами.

В интересах самой же Казани было бы назвать аэропорт в честь человека, который, проведя всю жизнь в городе, внес величайший вклад в мировую науку - Николая Ивановича Лобачевского. Математика, который решился обнародовать принципы неевклидовой геометрии, которые не решился опубликовать даже великий Гаусс, так как побоялся, что его сочтут сумасшедшим. Раз уж Казань лишилась из-за несчастного имени Ленина возможности назвать в честь Лобачевского университет, то уж аэропорту точно следовало дать имя человека, который обессмертил собой город и его науку. Причем гордиться Лобачевским одинаково могут и русские, и татары, и любые другие жители Татарстана, одни русские его ни в коем случае себе не присваивают - в нем нет ничего спорного в смысле каких-то этнических дискуссий и недоразумений.

Весьма показательно, кстати, что идеей назвать аэропорт в честь Канта в Калининграде тоже громче всех возмущался татарстанский депутат. Кажется мысль, что великий человек делает честь месту, а не место человеку, тут абсолютно никому не понятна.

Спору нет, таким примитивным вульгарным антиколониализмом больны сейчас во многих частях света. Сносят памятники Колумбу и Магеллану, борются с ориентализмом великих европейских писателей, то есть с их пристрастным интересом к Востоку, даже проклинают музеи и египетские пирамиды, как интересовавшие лишь колонизаторов. Требуют всевозможного равноправия и равного интереса для своих этнических групп.

Получается на выходе полная чушь, поскольку большинство таких этнических культурных звезд реально неинтересны по сравнению с Шекспиром и даже Виктором Гюго, не говоря уж о Достоевском. Поэтому подражать подобной дикости в России, где отсутствует расизм и не существует реально никаких препятствий взойти на самые вершины русской культуры, - попросту глупость.

Система маленьких слабых независимых наций - не какая-то естественная константа истории. Она родилась в рамках американского миропорядка, доктрины Вильсона, которую американцы начали осуществлять в мире по итогам Первой мировой войны. Однако американский миропорядок на глазах угасает. Евросоюз, к примеру, готов даже большие и самостоятельные нации загнать в одно общее стойло. Китай, о чем идет речь, вообще не понимает. Америку же гангрена толерантности разъедает изнутри.

Иными словами, попытки выкроить себе квазинациональные государства внутри РФ (с прицелом дождаться кризиса и выскочить) - совершенно ложная цель, обращенная в уже почти ушедшее геополитическое прошлое.

Непонятно только, зачем в игры со столь мифологической целью играть на федеральном уровне при организации конкурса.

4 пера

http://www.zoofirma.ru/